Жизнь детей-сирот, лишенных родительского внимания и любви, в условиях интернатного учреждения приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой. Это проявляется в слабой приспособленности выпускников к самостоятельной жизни в обществе, психологическим трудностям в создании семьи и сложностям при их социальной адаптации.
Педагогический коллектив ГУО «Улуковская вспомогательная школа-интернат» ведет специально организованную помощь-подготовку к самостоятельной жизни, осуществляемую внутри учреждения, и последующее попечение молодых людей в начале их самостоятельной жизни.
Работа ведется по трем блокам
- Аналитико-информационная работа. Методическая деятельность
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Социально-правовая поддержка выпускников
Аналитико-информационная работа. Методическая деятельность
- Создание пакета необходимых документов, методик, анкет, опросников, профилактических и коррекционных программ, необходимых для работы
- Составление психолого-педагогической характеристики учащихся классными руководителями, воспитателями школы-интерната и ПТУ для обеспечения преемственности в работе
- Сбор информации о государственных организациях, общественных объединениях, которые могут оказать помощь выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных кризисных ситуациях
- Сбор и анализ катамнестических данных о жизнеустройстве выпускников.
Психолого-педагогическое сопровождение
- Проведение диагностической работы по изучению проблем в социуме, взаимоотношений в новых условиях, структуры свободного времени
- Проведение тренингов по конфликтологии, общению для подростков и выпускников
- Оказание индивидуальной консультативной помощи выпускникам в самопринятии, осознании собственных проблем и совместном решении поставленных задач
- Проведение мероприятий в стенах школы с участием выпускников
Социально-правовая поддержка выпускников
- Выявление источников и причин социальной дезадаптации выпускников
- Оказание системно-консультативной или иной помощи по ликвидации проблемной ситуации
- Совместное взаимодействие с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства при защите и охране прав ребенка.
Основные направления деятельности
- Анализ факторов, негативно влияющих на социализацию выпускников;
- Изучение трудностей и проблем выпускников в самостоятельном жизнеустройстве, своевременное оказание им необходимой помощи и поддержки;
- Профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений выпускников;
- Создание условий, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по социализации выпускников;
- Реализация мероприятий по социальной защите выпускников.
Основные задачи по осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников
- Оказание выпускникам своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической помощи;
- Помощь в социальной адаптации к самостоятельной жизни;
- Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения;
- Организация консультативно-разъяснительной работы с законными представителями и нанимателями выпускников;
- Привлечение государственных и общественных объединений к оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных, кризисных ситуациях;
- Социальная диагностика и сбор статистических материалов о жизнеустройстве выпускников.
План мероприятий по организации патронатного сопровождения выпускников ГУО «Улуковская вспомогательная школа-интернат»
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Изучение проблем выпускников в самостоятельном жизненном трудоустройстве, оказание необходимой помощи | Постоянно в течении 3-х лет | Педагог-психолог, педагог социальный |
2 | Изучение и анализ факторов, негативно влияющих на социализацию выпускников | Постоянно | Ответственные педагоги |
3 | Оформление и дополнение информационных стендов, альбомов о выпускниках школы | Постоянно | Учителя труд.обучения |
4 | Расширение практики тесного сотрудничества с предприятиями г.Гомеля с целью трудоустройства выпускников | Постоянно | Администрация, члены СППС, воспитатели, учащиеся 9-10 классов |
5 | Профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений выпускников | Постоянно | Администрация, члены СППС, воспитатели, учащиеся 9-10 классов |
6 | Работа по взаимодействию со службами занятости, предоставляющими вакансии для трудоустройства выпускников | Постоянно | Педагог социальный, учителя труд.обучения |
7 | Проведение мероприятий с участием выпускников: «Вечер встреч», «Круглые столы» | По плану | Зам.директора, педагог-психолог, педагог социальный, педагоги школы |
8 | Анализ материалов по оказанию помощи и поддержки выпускникам, заполнение паспорта патронатного сопровождения | Февраль, март | Ответственные педагоги, педагог социальный |
9 | Организация работы по устройству учащихся школы-интерната на семейные формы воспитания | Постоянно | По отдельному плану педагога социального |
Благодаря Международной благотворительной общественной организации «Поможем детям вместе» в школе создано отделение социальной адаптации, которое представляет собой отдельную благоустроенную квартиру.
Здесь дети получают необходимые навыки для дальнейшего самостоятельного проживания в обществе. В отделении социальной адаптации они учатся самостоятельно обслуживать себя (готовят, убирают, стирают и т.д.). Вместе с педагогом ребята ходят в магазин, банк, почту, поликлинику и т.д., учатся планировать бюджет. Под руководством медицинского работника осваивают навыки оказания первой медицинской помощи и следят за своим здоровьем. Индивидуально с каждым воспитанником, практически ежедневно, ведется работа по соблюдению правил личной гигиены, поведении в обществе.
Помимо учащихся школы-интерната в отделении постинтернатной адаптации проживают, при необходимости, какое-то время выпускники прошлых лет, у которых возникли определенные трудности на их жизненном пути.
У учащихся, которые принимают участие в обучении жизненно важным навыкам, менее болезненно происходит переход к самостоятельной жизни, возрастет уверенность в своих возможностях. Существует меньшая вероятность того, что они будут вовлечены в какие-либо преступные действия, станут бездомными и у них будет больше шансов найти работу, установить и поддерживать взаимоотношения с людьми.