Постинтернатное сопровождение

Жизнь детей-сирот, лишенных родительского внимания и любви, в условиях интернатного учреждения приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой. Это проявляется в слабой приспособленности выпускников к самостоятельной жизни в обществе, психологическим трудностям в создании семьи и сложностям при их социальной адаптации.

Педагогический коллектив ГУО «Улуковская вспомогательная школа-интернат» ведет специально организованную помощь-подготовку к самостоятельной жизни, осуществляемую внутри учреждения, и последующее попечение молодых людей в начале их самостоятельной жизни.

Работа ведется по трем блокам

  • Аналитико-информационная работа. Методическая деятельность
  • Психолого-педагогическое сопровождение
  • Социально-правовая поддержка выпускников

Аналитико-информационная работа. Методическая деятельность

  • Создание пакета необходимых документов, методик, анкет, опросников, профилактических и коррекционных программ, необходимых для работы
  • Составление психолого-педагогической характеристики учащихся классными руководителями, воспитателями школы-интерната и ПТУ для обеспечения преемственности в работе
  • Сбор информации о государственных организациях, общественных объединениях, которые могут оказать помощь выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных кризисных ситуациях
  • Сбор и анализ катамнестических данных о жизнеустройстве выпускников.

Психолого-педагогическое сопровождение

  • Проведение диагностической работы по изучению проблем в социуме, взаимоотношений в новых условиях, структуры свободного времени
  • Проведение тренингов по конфликтологии, общению для подростков и выпускников
  • Оказание индивидуальной консультативной помощи выпускникам в самопринятии, осознании собственных проблем и совместном решении поставленных задач
  • Проведение мероприятий в стенах школы с участием выпускников

Социально-правовая поддержка выпускников

  • Выявление источников и причин социальной дезадаптации выпускников
  • Оказание системно-консультативной или иной помощи по ликвидации проблемной ситуации
  • Совместное взаимодействие с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства при защите и охране прав ребенка.

Основные направления деятельности

  • Анализ факторов, негативно влияющих на социализацию выпускников;
  • Изучение трудностей и проблем выпускников в самостоятельном жизнеустройстве, своевременное оказание им необходимой помощи и поддержки;
  • Профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений выпускников;
  • Создание условий, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по социализации выпускников;
  • Реализация мероприятий по социальной защите выпускников.

Основные задачи по осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников

  • Оказание выпускникам своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической помощи;
  • Помощь в социальной адаптации к самостоятельной жизни;
  • Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения;
  • Организация консультативно-разъяснительной работы с законными представителями и нанимателями выпускников;
  • Привлечение государственных и общественных объединений к оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных, кризисных ситуациях;
  • Социальная диагностика и сбор статистических материалов о жизнеустройстве выпускников.

План мероприятий  по организации  патронатного сопровождения выпускников ГУО «Улуковская вспомогательная школа-интернат»

Содержание Сроки Ответственные
1 Изучение проблем выпускников в самостоятельном жизненном трудоустройстве, оказание необходимой помощи Постоянно в течении 3-х лет Педагог-психолог, педагог социальный
2 Изучение и анализ факторов, негативно влияющих на социализацию выпускников Постоянно Ответственные педагоги
3 Оформление и дополнение информационных стендов, альбомов о выпускниках школы Постоянно Учителя труд.обучения
4 Расширение практики тесного сотрудничества с предприятиями г.Гомеля с целью трудоустройства выпускников Постоянно Администрация, члены СППС, воспитатели, учащиеся 9-10 классов
5 Профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений выпускников Постоянно Администрация, члены СППС, воспитатели, учащиеся 9-10 классов
6 Работа по взаимодействию со службами занятости, предоставляющими вакансии для трудоустройства выпускников Постоянно Педагог социальный, учителя труд.обучения
7 Проведение мероприятий с участием выпускников: «Вечер встреч», «Круглые столы» По плану Зам.директора, педагог-психолог, педагог социальный, педагоги школы
8 Анализ материалов по оказанию помощи и поддержки выпускникам, заполнение паспорта патронатного сопровождения Февраль, март Ответственные педагоги, педагог социальный
9 Организация работы по устройству учащихся школы-интерната на семейные формы воспитания Постоянно По  отдельному плану педагога социального

Благодаря Международной благотворительной общественной организации «Поможем детям вместе» в школе создано отделение социальной адаптации, которое представляет собой отдельную благоустроенную квартиру.

Здесь дети получают необходимые навыки для дальнейшего самостоятельного проживания в обществе. В отделении социальной адаптации они учатся самостоятельно обслуживать себя (готовят, убирают, стирают и т.д.). Вместе с педагогом ребята ходят в магазин, банк, почту, поликлинику и т.д., учатся планировать бюджет. Под руководством медицинского работника осваивают навыки оказания первой медицинской помощи и следят за своим здоровьем. Индивидуально с каждым воспитанником, практически ежедневно, ведется работа по соблюдению правил личной гигиены, поведении в обществе.

Помимо учащихся школы-интерната в отделении постинтернатной адаптации проживают, при необходимости, какое-то время  выпускники прошлых лет, у которых возникли определенные трудности на их жизненном пути.

У учащихся, которые принимают участие в обучении жизненно важным навыкам, менее болезненно происходит переход к самостоятельной жизни, возрастет уверенность в своих возможностях. Существует меньшая вероятность того, что они будут вовлечены в какие-либо преступные действия, станут бездомными и у них будет больше шансов найти работу, установить и поддерживать взаимоотношения с людьми.