А.В.Журова. Социально-эмоциональное развитие детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

С УМЕРЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Из опыта работы учителя Журовой Аллы Владимировны

«Счастье – это когда тебя понимают»

В последнее время проблема социально-эмоционального развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.

Благодаря чему человек, особенно ребёнок, может быть счастлив? Прежде всего, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда? Эмоции играют важную роль в жизни особенных детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Подчёркивая значимость социально-эмоциональных факторов, оказывающих влияние на индивидуальное развитие, Лев Семёнович Выготский писал, что «жизненный путь личности – это история её переживаний». Социально-эмоциональный опыт особенного ребёнка, т.е. опыт его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному, неадекватному социальному поведению.

Любому человеку, а в частности особенным детям, нужно, чтобы их понимали и признавали; чтобы они чувствовали себя необходимыми; чтобы у них был оцененный окружающими людьми, успех; чтобы они могли развиваться и реализовываться, и реализовать свои возможности; чтобы, учитывая всё перечисленное, дети научились уважать себя.

Особенные дети не умеют самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всей жизни. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Проблема социально-эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)

Эмоциональное развитие детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью связано, прежде всего, с появлением у них новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

И моя главная задача – формировать у детей положительные эмоции, корректировать их недостатки. Стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств особенного ребёнка: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Проведенное мною исследование представляет собой изучение особенностей социально-эмоционального развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью, охватывающее сразу несколько проблем, которые я анализирую в едином комплексе: социальные эмоции и стадии их развития; сущность социальных ожиданий как этапа социально-эмоционального развития и их рефлексия; возможности формирования в процессе психолого-педагогического взаимодействия с ребенком социальных эмоций как компонента структуры социальных ожиданий детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью и усиления их регулятивной функции в общей направленности социального поведения ребенка.

Динамика социально-эмоционального развития детей рассматривается как состояние поуровневого накопления социального содержания, обобщения переживаний его субъективной значимости и, на этой основе, принятия социального как внутреннего личного достояния, как достижений личности, его реализацию в индивидуальном как готовности к активной просоциальной деятельности на основе личного выбора.

Полученные результаты исследования показывают, что:

  • психологическим содержанием социально-эмоционального развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью выступает становление субъектности социальных переживаний, осознание их личностного смысла;

• позитивная динамика социально-эмоционального развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью и поддержка уверенно-оптимистического характера их социальных ожиданий обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий в образовательном процессе: особая позиция взрослого-посредника в освоении ребенком социального мира; гармонизация отношений со значимым взрослым, актуализация переживания ребенком чувства достижения успеха, безусловного принятия и чувства собственного достоинства; ориентация образовательного процесса на формирование адекватного внутреннего отношения к нравственным нормам и социокультурным ценностям, обретение ими субъективной значимости;

  • показателем позитивности динамики социально-эмоционального развития является возникновение качественно новых стадий: эмоциональный отклик на социальный объект (нравственную норму, другого человека) —» стадия восприимчивости к чувствам и потребностям других людей —» стадия сочувствия —» стадия осознания и переживания общности чувств с другими людьми, которые необходимо учитывать в работе с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью;
  • социальные ожидания особенных детей выражают представленность в сознании ребенка образа эмоционально-оценочного отношения к предстоящим событиям, предвосхищение последствий своего поведения, их характер (уверенно-оптимистический или тревожно-пессимистический) является продуктом того, как ребенок взаимодействует с совершенно конкретной для него окружающей средой;
  • характер социальных ожиданий имеет значимую корреляционную зависимость с нормативностью социальных эмоций, нравственной направленностью социальной активности, что обеспечивает регуляцию динамики социального действия ребенка.

Выполненная работа не исчерпывает всех аспектов проблемы социально-эмоционального развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Разработанные мною подходы будут служить основой для продолжения моих исследований по данной проблеме.

 

Особенным детям будет значительно легче учиться, если мы поможем им совершенствовать способность управлять своими эмоциями и чувствами.