Е.Л.Барабанова. Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ 

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ВЗРОСЛЫМ

Из опыта работы воспитателя дошкольного отделения

Барабановой Елены Леонидовны

Моя работа посвящена особенностям организации развития навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна, так как при поступлении детей в нашу группу дошкольного отделения  выяснилось, что навыками самообслуживания они владеют недостаточно, поэтому возникла необходимость в системной целенаправленной работе по данному направлению.

Предлагаемые материалы содержат информацию об особенностях развития и организации оптимальных методов и приёмов в совместной деятельности со взрослым по развитию навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна. Знание этих особенностей важно, прежде всего, для эффективности организации педагогической деятельности по созданию условий их развития, наименьшей зависимости в будущей жизни от окружающих. Формирование навыков самообслуживания у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии крайне затруднено. Но научить их этим навыкам необходимо.

Главная задача работы — развивать у детей с синдромом Дауна навыки опрятности и самообслуживания. Основные направления работы: диагностика умений и навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна, создание условий для выработки навыков по самообслуживанию, подбор методов и приемов в работе с дошкольниками с синдромом Дауна по развитию самообслуживания.        Как показывает практика, детей с синдромом Дауна необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что они  видят и слышат. С помощью взрослого у детей повышается чувство заинтересованности, они становятся более активными.

Правильно организованная нами деятельность – это единственная возможность помочь большинству детей с синдромом Дауна овладеть многими умениями и навыками и включиться в полное социальное взаимодействие.

Методы и приемы развития навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна

Цель

Методы

Приемы

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания. — наглядные;

— словесные.

— использование литературных произведений, песенок, потешек, упражнений  пальчиковой гимнастики;

— использование различных символов;

— рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий;

— поощрения за любое проявление активности;

— оценка (всегда положительная).

Создание у  детей практического опыта. — наглядные;

— практические.

— показ последовательности действия (соотнесение слова с обозначенным предметом, действием);

— пример взрослого или других детей (деятельность подражания);

-приучение(систематические упражнения);

— прием повторения действий;

— игровые приемы(позволяют добиться устойчивости внимания и поддержки интереса).