О.А.Склименок. Использование игровых технологий для развития познавательной активности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

НА УРОКАХ БЕЛОРУССКОГО ЯЗЫКА

ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Из опыта работы учителя Склименок Оксаны Александровны

Трудности усвоения тех или иных учебных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации. Это позволило выбрать наиболее нужное и эффективное направление коррекционной работы, а именно использование игровых технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках белорусского языка.

Игра всегда привлекает ребенка. Как загораются у детей глаза, какое нетерпеливое ожидание светится в них, когда я говорю: “А сейчас, дети, мы с вами поиграем”.

Ученик хочет найти ответ на поставленный вопрос, стремится сам справиться с заданием, вступить в соревнование с другом. Любой учебный материал гораздо легче усваивается в игре, чем в процессе использования традиционных методик работы.

Очень важно продумать поэтапное распределение игр и игровых приемов на уроке, выбрать нужное задание и упражнение. Увлекательные задания и упражнения выполняют коррекционную роль. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей. В середине урока она решает задачу усвоения темы, а в конце может носить поисковый характер.

Дидактическая игра делает обучение более увлекательным, помогает повысить внимание, создает предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками, помогает детям усвоить программное содержание. На уроках белорусского языка на уровне дидактических игр я очень часто использую сюжетную игру, которая проходит в форме урока-путешествия.

Ученикам нравится, если мы с ними путешествуем, например, по “ Стране белорусского творчества”.

В игровой форме, незаметно для детей, повторяется не только ранее изученный материал по белорусскому языку, но и параллельно вспоминается , что относится к белорусскому творчеству: сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки и т. д. Шаг за шагом по “ Стране белорусского творчества” мы с ребятами останавливаемся на остановках: “ Страна белорусской песни”, “ Страна белорусской сказки”, “ Страна волшебных слов”, “ Страна знаний”.

Только выполнив задание одной остановки, можно перейти к следующей. Одновременно каждая остановка соответствует структурному элементу урока. Так, дойдя до последней остановки дети знакомятся с новым материалом урока, осмысляют и закрепляют его, незаметно, в игровой форме.

Учитывая индивидуальные особенности, познавательные возможности и многоуровневое обучение на уроке в игровой форме можно поделить учеников на группы (в соответствии с уровнями обучения ) и одновременно провести физкультминутку.

Проводя уроки в форме урока-путешествия, при реализации образовательных целей я решаю и воспитательные цели: прививаю любовь к родному белорусскому языку, учу чувствовать его красоту, правильно пользоваться им, воспитываю любовь к белорусской культуре, родной природе, формирую вежливые отношения между детьми, развиваю взаимопомощь, дружбу, борюсь за культуру языка и т.д.

Очень важную роль я отвожу дидактической игре, которая активизирует познавательные процессы учащихся, заставляет включиться в работу инертных, малоактивных учеников. Эффективно использовать дидактические игры на этапе “Повторение” пройденного материала. Такие дидактические игры, как “Не ошибись”, “Самый внимательный”, “Кто больше” , “Кто лучше знает”  и т.д. увеличивают активность учеников в начале урока, поддерживают заинтересованность на протяжении всего урока. На этапе урока “Закрепление” благодаря дидактическим играм “Лесенка”, “Что изменилось”, “Кто лучше знает”, “Угадай слова”, “Вагончики”, “Рассыпанные буквы”, “Буквы в клетке”, “Загадочный квадрат”, “У кого самая большая семья”, “Кто больше” и др. знания учащихся становятся более прочными, сильными.

Ученикам очень нравится, когда оценки за урок они получают в интересной игровой форме, например “Грустная полянка”.

Начав работать по данной технологии, я решила на протяжении четырех лет в параллельных классах проводить мониторинг, чтобы сделать вывод, является ли выбранное мною направление в работе эффективным.

Результат был положительный – использование игровых технологий на уроках белорусского языка и литературы значительно повышает заинтересованность учащихся на уроках, развивает познавательную активность, улучшает внимание, память, мышление, коммуникативносць, развивает самостоятельность, творческие способности, умение сравнивать, сохраняет учебную мотивацию на протяжении всего учебного года и т.д. Соответственно увеличиваются знания учащихся, они становятся более прочными, средний балл успеваемости увеличивается – а это основная цель, которая стояла передо мной, заходя в класс.

Я до настоящего времени продолжаю работать в этом направлении. Очень отрадно видеть, что дети, для которых урок белорусского языка является не самым любимым предметом, сейчас с удовольствием посещают мои уроки, владеют программным материалом, принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, которые проходят на родном языке, посещают школьный драматический кружок, в постановках которого есть много сценариев на белорусском языке, знакомятся с белорусскими национальными обрядами, также посещают школьную библиотеку и с удовольствием берут книги белорусских писателей на белорусском языке.

Через социально организованную коррекционную игровую деятельность осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, усваиваются нормы поведения, развиваются интеллектуальные возможности ребенка.

Таким образом, в игре формируется то, от чего потом будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка, а самое главное — успешность его социализации.