С.П. Бугаенко. Интерактивная технология обучения «Учимся вместе, работая в паре»

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

«УЧИМСЯ ВМЕСТЕ, РАБОТАЯ В ПАРЕ»

В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Из опыта работы учителя географии и биологии

Бугаенко Светланы Петровны

Разрабатывая интерактивную технологию «Учимся вместе, работая в паре» и решая задачи овладения обучаемыми определенным объемом знаний, умений и навыков, целью я видела развитие социальной компетенции обучающихся, так как главными направлениями в своей работе считаю создание условий для дальнейшей успешной социализации и интеграции детей в общество. То, насколько успешным будет процесс адаптации выпускника вспомогательной школы к жизни в обществе, напрямую зависит от владения им навыками общения, взаимодействия. Внедряя технологию, я ставила перед собой следующие задачи: научить ребенка общаться, адекватно реагировать на происходящее, уметь понять интересы партнера по общению, соотнести свои личные интересы с интересами коллектива.   

Предлагаемая мной интерактивная технология решает задачи включения учащихся в коммуникативное взаимодействие. Одной из наиболее естественных форм взаимодействия является парная. Работа в парах и является средством для достижения поставленных целей.

Каждый урок с использованием интерактивной технологии начинается с создания положительного эмоционального настроя на работу. Работа в парах осуществляется чаще всего на этапе закрепления полученных знаний.

Одним из видов взаимодействия в парах является работа по карточкам. Такая парная форма обучения уместна при необходимости прочного усвоения различных понятий, положений, умозаключений курса, когда параллельно с работой над самим учебным заданием проводится работа по формированию благоприятной среды для взаимодействия. Для данной деятельности каждому из собеседников необходимы опоры. С этой целью нами предлагаются карточки двух типов. На одной из них кратко в обобщенном виде предложен изучаемый материал. На второй – этот материал предложен с пропусками ключевых слов.

На той карточке, где материал предложен полностью, слова, пропущенные во второй карточке, подчеркнуты, над ними написан вопрос, который можно поставить к данному слову, либо сверху даны два варианта пропущенных слов. Это сделано для того, чтобы работающий по полной карточке, не просто подсказывал пропущенные слова, а задавал наводящие вопросы или предлагал варианты ответов.

Предлагается три варианта работы в парах в зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся.

В паре, состоящей из учеников, уровень познавательных возможностей которых достаточно высок, один начинает работу по карточке с пропусками, второй оказывает ему помощь, опираясь на полную карточку. (На следующем уроке они могут поменяться ролями, и начинать будет уже другой). Затем происходит обмен карточками. Когда сотрудничество между ними привело к конечной цели, они начинают работу с третьим учеником, уровень познавательных возможностей которого достаточно низкий. До этого момента третий учащийся знакомится с полной версией карточки, если он владеет навыком чтения, или внимательно слушает диалог своих товарищей, если не умеет читать.

В паре, состоящей из учеников, имеющих разный уровень познавательных возможностей, работу начинает «сильнейший», причем он работает по карточке с пропусками. Карточка с полной версией – у более «слабого». Оказывая помощь своему товарищу, он одновременно еще и еще раз проговаривает для себя полное изложение материала. Когда первый ученик уже ощущает свою подготовленность к ответу по карточке с пропусками, они меняются ролями, и теперь уже более «слабый», работает по карточке с пропусками. На данном этапе ему это делать проще, так как до этого он повторял материал по полной версии карточки. Обмен карточками в паре может происходить несколько раз, свою готовность к ответу дети определяют самостоятельно, и могут еще и еще раз попросить своего товарища о помощи, или же ученик, видя недостаточную подготовленность своего партнера, может предложить ему свою помощь. Работая в паре, учащиеся в равной степени несут ответственность за конечный результат своей деятельности.

В паре, состоящей из учеников, уровень познавательных возможностей которых более низкий, работа начинается чтением карточки с полной версией, причем читает её более «слабый» ученик. Карточка с пропусками в руках у более «сильного» из пары ученика, он запоминает слова, которые нужно вставить на место пропусков. На втором этапе в данном варианте работы обмена карточками не происходит, но теперь уже зачитывается карточка с пропусками, которая у более «сильного» учащегося, он дополняет ее необходимыми словами. Это происходит под контролем учащегося с полной версией карточки. И только на третьем этапе работы к ребенку с низким уровнем познавательных возможностей попадает карточка с пропусками, по которой он и начинает работу, до этого достаточно долго имея в руках полную версию карточки.

Работа в паре происходит до тех пор, пока оба ученика не будут готовы к ответу по карточке с пропусками.

Когда работа в парах окончена, учитель собирает полные версии карточек и проводит опрос по неполной карточке. Детям, которые не владеют навыками чтения, карточку зачитывает педагог, ученик же дополняет ее пропущенными словами.

После проверки результативности работы, учитель высказывает свое мнение о работе детей в парах, их подготовленности к ответу, предлагает ученикам поблагодарить друг друга за помощь и оценить свою деятельность.

Интерактивная модель создает комфортные условия обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой, все вовлечены в работу, никто не остается без внимания. У педагога же при данной форме работы появляется возможность осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку, учитель выступает в новом для себя качестве организатора-фасилитатора, налаживая взаимодействие детей. Учащиеся же, находясь в тесном контакте друг с другом, овладевают предложенным материалом, осваивая навыки межличностных отношений, необходимые для успешной деятельности.

При данной форме обучения повышается активность ученика на уроке, каждый ребёнок работает в подходящем для него темпе. Дети учатся позитивно сотрудничать, терпимо относиться друг к другу. Став членом коллектива, ребенок ощущает, что может быть полезным, оказывая помощь другим, в то же время он может рассчитывать на поддержку с их стороны.

Предлагаемая мной интерактивная технология «Учимся вместе, работая в паре» имеет широкий спектр применения. Ее можно использовать на уроках русского и белорусского языков, географии, биологии, истории, трудового обучения. Рационально использовать работу в парах с опорой на карточки двух типов для лучшего запоминания значимых положений и выводов курса любых дисциплин. Чтение статей учебных пособий при парной форме взаимодействия будет способствовать не только развитию навыка правильного, беглого чтения, но и поможет сделать этот процесс осознанным, способствующим развитию слухового восприятия.

Дальнейшие пути совершенствования работы по данной технологии нами видятся в развитии рефлексивных способностей детей, способствующих анализу собственной деятельности. Рефлексия приучает ребенка к ответственности, самостоятельности, саморегуляции отношений и поведения, позволяет установить с учеником более близкие, доверительные отношения.